|
ТОНКИЕ, СКИННИ, РДМ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Широко известные как "тонкие" или РДМ (уменьшенный диаметр), эти еще недавно вызывающие удивление мачты, уже успели покорить всю серфовую планету. Первое появление тонких мачт относится к началу 90-х годов. Более десяти лет долгого и сложного пути от недоверия и насмешек к мировой популярности. Сегодня практически все известные производители мачт имеют в своем ассортименте РДМ мачты: Powerex Prepreg Wave RDM, NoLimitz Skinny, Fiberspar Radius RDM, Ezzy Skinny, Simmer Style Skinny. РДМ имеют диаметр вдвое меньше чем обычные, "толстые", мачты. Стенки у РДМ толще, что делает их крепче в экстремальных условиях, а при общем уменьшении объема достигается фантастически маленький вес мачты - в среднем 1,5-1,7 кг. Именно это комбинация легкости и поразительной прочности привлекает всех тех, кто хочет забыть про большую вероятность сломанной на воде мачты и, как следствие, порванный парус, а главное, пропавший "катальный" день и плохое настроение. Но для всех ли так интересны "тонкие", уже ставшие культовыми, мачты? Этот вопрос я задал многим спортсменам, использующим как "тонкие" так и "толстые" мачты, производителям и дизайнерам мачт и парусов. В чем главное отличие "тонких" мачт от традиционных "толстых" мачт? Джейсон Приор (Neil Pryde, Quatro, Powerex): Я очень долго катался на обычных мачтах. В таких поездках как на Кабо Верде, я ломал их десятками и это постоянно омрачало те редкие дни, когда приходят вожделенные волны. Год назад мы опять поехали на Острова Зеленого мыса, где нам очень повезло с катанием. За пару дней хороших волн я поломал все свои "толстые" мачты и мне ничего не оставалось делать, как одолжить у моего друга Кив Тебула "тонкую" мачту. И как ты думаешь, что я почувствовал? Я просто влюбился в эти мачты! Мало того, что они чертовски надежны, но я еще испытал совершенно новые ощущения катаясь на РДМ. Они легче, с ними быстро делаешь водный старт, удобней перехватывать парус во время маневров. Я сразу же отказался от обычных мачт, которые, как ты понимаешь, мог брать в любом количестве. Сначала я просто покупал себе РДМ, а сейчас POWEREX стал моим спонсором и я очень этому рад. Появилась возможность кататься на том, на чем хотел - на "тонких" мачтах, да еще и деньги за это получать. Такое редко бывает. Кив Тебул (Simmer Style, Quatro, Powerex): Я - один из первых, кто перешел на тонкие мачты. Powerex стал производить тонкие мачты в начале 90-х, а с 95 года я уже стал кататься на skinny. Несколько лет, вплоть до 2000 года, мало кто верил в прочность "тонких" мачт, а сейчас это настоящий бум, думаю, что скоро толстые мачты станут раритетом. Разница между skinny и fat колоссальная, но каждый находит свои плюсы, это все очень индивидуально. Что говорить, покатайтесь на "тонкой" мачте, а затем попробуйте вернуться на обычную. Думаю, все сразу поймете сами. Деррик Хо (Директор Powerex): Несколько лет мы испытывали РДМ мачты, прежде чем они появились на рынке и стали работать с уже существующими парусами, которые, как известно, пока производятся с мачтовым карманом под обычные мачты. На парусах различных компаний тонкие мачты дают разные результаты. Большинство серферов попробовав skinny, уже не могут использовать обычные мачты. Но не все. Бьорн Данкербек (Neil Pryde, Proof): Я не катаюсь на "тонких" мачтах. Мне они кажутся слишком мягкими. Я не могу контролировать парус настолько, насколько хотелось бы. Кевин Оззи (менеджер Neil Pryde Maui): Мачтовый карман на существующих парусах дизайнируется с учетом обычных мачт. РДМ мачты не дают такой поддержки, которую требуют паруса и, как следствие, ухудшается работа паруса в различных условиях - сильный ветер, back wind, upwind. Возникают сложности при выполнении водного старта. В мачтовом кармане остается больше свободного места, которое наполняется водой, и становится сложнее вытащить парус из воды. Для "тонких" мачт надо дизайнировать меньший мачтовый карман. Тонкие мачты подходят одинаково хорошо ко всем типам парусов? Кевин Оззи (Neil Pryde Maui). Абсолютно нет. Никак не возможно использовать тонкие мачты на известных в настоящее время камберных парусах. Я даже не рекомендую использовать РДМ на парусах freestyle и freeride. Эти паруса более мощные и, соответственно, требуют жестких мачт. Фил МакГейн ( Gaastra, Fiberspar): РДМ мачты подходят почти ко всем типам парусов. Мы даже испытывали их на парусах race и freeride, и результаты потрясающие. Это еще один из стимулов продолжать развивать РДМ до полной и окончательной победы. Джефри Хендерсон( Директор Hot Sails Maui): Мы приняли во внимание просьбы многих спортсменов и попробовали сделать парус для тонких мачт. Сейчас парус SO самая востребованная модель в нашей коллекции парусов. И все остальные паруса также великолепно сочетаются с мачтами РДМ. Думаю, пройдет немного времени, когда все поймут, что пора полностью переходить на тонкие мачты. У нас же уже будет опыт и будет легче перестроиться на производство парусов под РДМ мачты. Это как еще совсем недавно, производили только толстые гики, сейчас же, по прошествии нескольких лет, все, абсолютно все, перешли на меньшие диаметры. Почему же такой долгий, десятилетний путь у РДМ, от недоверия до всеобщей любви? Джефри Хендерсон(Hot Sails Maui): Тонкие мачты производятся с 90-х годов. Сначала они завоевали популярность на Gorge River, и долгое время оставались малоизвестными. Не секрет, что многие производители пытались налаживать свое производство мачт, и им было не интересно продвигать чужой продукт. Также большинство парусов wave и freeride до недавнего времени выпускалось с камберами, что совершенно несовместимо с тонкими мачтами. Деррик Хо (Powerex): Моя теория по поводу столь долгого пути к культу skinny - всегда существовало слишком много неудобств. Не было удлинителей под мачту и под гик. Заплатив немалые деньги за мачту, надо было ломать себе голову, как это приладить к парусу и доске. Сейчас же, каждый производитель мачт уже имеет в своем арсенале РДМ удлинители любых размеров как из угля, так и из алюминия. Кив Тебул (Quatro, Powerex): Долгое время производители РДМ мачт не могли прийти к единому стандарту. Была естественная борьба за рынок еще не готовым продуктом. Сейчас все определилось. Здоровая конкуренция между лидерами. Следствие - "тонкие" мачты столь надежны, о чем пять лет назад можно было только мечтать. Каков же будет вердикт? Кевин Оззи (Neil Pryde Maui): Время покажет. Мы думаем, чтобы на будущий год тоже запустим в производство серию "тонких" мачт. Кив Тебул (Quatro, Powerex): Когда катаешься, а не разглагольствуешь на эту тему, все само по себе становится ясно. Вердикт - кататься. Подготовил Сева Шульгин Фото автора Sponsored be Quiksilver, Quatro, Powerex, Hot Sails Maui, Liberty |
Seva Shulgin © 2002 |