|
Про каталку по местам. В окрестностях Кейптауна существует около десятка мест для катания на виндсерфинге. И в каждом из них есть ветер и волна. Если дует правильный трендовый южный ветер, то, очевидно, дуть будет в каждом из этих мест. Однако, у каждого катающегося, могут быть свои предпочтения к тому или иному месту катания, и вот для этого в Кейптауне существует очень хорошо и правильно организованная служба информации о реальных (в он-лайне) ветровых и волновых условиях в каждом из мест катания. Сервис достаточно развит, можно пользоваться смс-ками, можно просто звонить и набором цифр, добираться, следуя указанием автоматической информационной системы, до условий ветра и волны в интересующем вас месте. Доехать до этих мест можно только лишь на автомобиле. Никаких прокатов, или мест для постоянного хранения матчасти на океанском побережья не предусмотрено. Все храниться там, где вы живете, или в автомобиле. Когда едете кататься, выбрав место, собираете все на берегу – и на воду. Мы, по незнанию условий подъезда к береговой линии, брали в прокат огромный и страшно дорогущий джип Тойота, с четырьмя пассажирскими местами, огромным багажником на крыше и, не менее огромным, грузовым отсеком сзади, в который помещалось все, кроме досок. В этом же отсеке был предустановлен небольшой (примерно на ящик пива) холодильник, достоинств которого поначалу я не оценил, но впоследствии, особенно когда после каталки чувствовалась жизненная необходимость в холодной воде, забивался водой, кока-колой и фруктами до отказа. Но, оказалось, все пути к местам катания имеют великолепное асфальтовое покрытие, полный привод и блокировка дифференциала – совершенно лишнее в ЮАР – ском виндсерфинге. Приезжие иностранца, коих в ЮАР огромное число берут, как правило, в прокат маленький автомобиль Гольф, и рассекают на нем по окрестностям, слегка пугая местных неимоверным количеством матчасти, закрепленной на крыше. Стоит такая машинка около 30-40 долларов в день, в зависимости от числа прокатных дней, арендуют ее экономные немцы (французы, испанцы и итальянцы) на двоих или тоих, так что получается весьма необременительно. Бензин в ЮАР, так же как и во всех странах с нормальным уровнем дохода населения стоит доллар за литр. Блоубергстранд. От Ватерфронта едете в сторону порта, далее выезжаете на автобан N2 в сторону аэропорта, далее, держась в левом ряду примерно через 3 км, на дорогу R27 North. Дорога эта ведет вдоль побережья. Проехав примерно 10 минут и оставив справа озеро с гладкой водой и тренирующими поворот серферами, поворачиваете налево, на "Дельфин Бей". Едете вдоль океана, до воды 50 метров, смотрите и находите место где кататься. В принципе, находить ничего не надо, кататься можно в любом месте на протяжении 3-х км. Но, если уж выбирать, можно попробовать найти местечко, где волна встает получше и кайтеров поменьше. Ветер слева, 100% кросс-шор, волна в лоб, примерно 3-4 нитки. Волна здесь всегда меньше, чем на остальных пляжах, так как этот пляж немного закрыт от океанского свела бухтой порта. Около берега глубоко, и волна падает на него как на Черном море. В 20-ти метрах от берега отмель еще на 20 метров. Вот на ней и рушатся волны. По аналогии с горными лыжами напоминает парк "Волен". Биг Бей. Находится к северу от Блоубегрстранда, примерно 5 км или 8-10 минут езды на машине. Если ехать вдоль побережья – будет указатель налево. Очень удобная стоянка для машины, всегда есть свободное место, есть травка, на которой можно собрать матчасть в шлепанцах. На травке аккуратно лежат местные колючки, напоминающие по форме противотанковые ежи, с длинной "ежа" около 5 мм. Если ее поймать босой ногой – впивается 100%. Ширина зоны каталки около 300 метров, справа и слева каменные острова. Совсем справа – зона для кайтеров, слева – для серферов, середина отдана виндсерфингу. Деление весьма условное, все по-честному, без полиции и прочего (как например в Дахабской лагуне). Так что, если, поймав волну и начав ее райдить, вы увидите серфера, пробивающегося через прибой, не надо ругаться и кричать ему "не мешай и иди в свою зону катания!!!", просто будьте готовы к их присутствию. Ветер слева, кросс-шор немного с навалом в берег (10-20 град), волна в лоб, примерно 5-7 ниток. В этом месте волна очень правильная, дно ровное, выход на берег идеальный, поэтому всегда много народу, частенько на воде толкучка из парусов. Помимо этого здесь великолепные условия для фотосъемки, поэтому парусов со спортивными номерами на воде больше, чем в любом другом месте. По аналогии с горными лыжами напоминает Сноу-парк в Ле-Дез-Альпе, например. Все прыгают, падают, веселятся и всех много. Мелкбосстранд. Находится еще дальше к северу. Примерно 10-15 минут езды от БигБея. Подъезд к этому пляжу не очень прост, дело в том, что Мелкбос очень напоминает подмосковное Успенское шосее, видимо в нем проживают наиболее обеспеченные слои Кейптаунского населения. Но, проезжая вдоль океана, на подъезде к Мелкбосу вы увидите как слева, примерно в 1 км слева и 2-х км вперед на великолепных волнах находится около 20-ти парусов. Дальше без проблем найдете дорогу. На левом повороте с прибрежной дороги к пляжу нужно обязательно остановиться около торговца фруктами и купить арбуз, дыню, персики или манго. В общем, что понравиться и чего захочется, цены смешные, а сожрать после 2-х часов каталки в 14-ти градусной воде, например, вкуснейший и сладкий манго, поверьте мне, очень приятно. Мелкбос, в отличие от двух предыдущих, пляж совсем дикий. Если вдруг захочется попить или поесть – об этом надо заботиться заранее. Матчасть собирать не очень удобно, но можно найти травку или местные растения, обитающие среди песчаных дюн, в любом случае это будет лучше, чем песок или асфальт. От места сбора матчасти до воды примерно 300 метров. Без матчасти – легкая прогулка, с доской и парусом при ветре 15 м/с – тяжелый труд. Некоторые серферы идут под углом 60 градусов к земле. Уже после каталки обязательны 2-3 передышки по дороге к машине. Ветер слева, кросс-шор немного с навалом в берег (10-20 град), волна в лоб, примерно 7-10 ниток. У берега волна плохая, здесь рушатся первые 3-5 волн сета, но, в случае падения, можно на прошедшей волне достать дно ногами и очень быстро ориентировать матчасть для водного старта. Дальше, где рушатся большие волны - падать лучше не надо, а то хуже будет. Волна большая, дно достать невозможно, после "замолачивания", в промежутке 10 секунд до прихода следующей волны правильно расположить доску и парус, сделать водный старт и встать в петли, чтобы встретить и попробовать пройти следующую волну – практически невозможно. Если конечно вы не ас виндсерфинга, и на вопрос: "почему ты делаешь водный старт кормой и шкотовым углом вперед? Ведь удобнее сделать как положено и просто поехать в другую сторону", не отвечаете: "но мне-то надо именно в ЭТУ сторону". Так что лучше стартовать, или прибиваться, как уж получится, в сторону берега и, развернув матчасть, вновь пытаться пройти прибой. На Мелкбосе уже нужно уметь считать волны, прогнозировать наступление так называемого "времени белой воды" после обрушения самой большой волны сета, и быть во время его наступления уже на доске и на глиссировании. Только в этом случае можно пройти прибой. В Мелкбосе волна большая, этот пляж ничем не закрыт от настоящих океанских волн из южного океана. Развернувшись в океане, на пути к берегу режешься, и высматриваешь темнеющую полосу воды. Это и есть растущая волна. Чем ближе к берегу, тем больше и быстрее она становится. Когда волна уже достаточно выросла, но еще есть секунд 10 до начала ее обрушения, едешь на ней и режешься к ветру, очень остро, за эти секунды набираешь высоты больше, чем за 500 метров в океане. Катание здесь самое увлекательное с точки зрения сопоставления двух факторов – увлекательность и безопасность. По аналогии с горными лыжами напоминает фрирайд в Красной Поляне с использованием вертолета и гида. Ко всем этим пляжам удобнее и быстрее добираться по дороге R27, но для начала лучше пользоваться менее скоростной дорогой, идущей вдоль океана, с нее, по крайней мере, вы увидите нужные места катания. R27 предполагает знание местонахождения интересующего вас пляжа, удобнее всего поначалу приезжать на пляж по прибрежной дороге, а обратно в КейпТаун ехать по R27, запоминая место пересечения ее и дороги, идущей к океану. Озеро. Примерно 5-ти километрах от Кейптауна, в пригороде, который называется Милвертон находится озеро. Это в чистом виде строгинская пойма, перенесенная на другой край света. Ветер там такой же, как в океане, сильный и ровный. Представляет из себя это озеро "гантельку". В одной, подветренной, части гоняют серферы, в другой - мирно обитают утки и пеликаны (!!). Мне, почему-то, показалось, что в этой непрозрачной, теплой и пресной воде обязательно должны водиться, и не только водиться, а целенаправленно разводиться, крокодилы. В связи с чем, озеро получило название "крокодиловая ферма". Вода абсолютно гладкая, с небольшим чопом на подветренной стороне. Идеальные условия для обучения "с ноля", когда не дует и идеальное место для оттачивания навыков глиссирования, петель, трапеции, фордаков, в общем всего того, что необходимо для катания в океане. На берегу есть прокат и, наверное, инструктора. Местные активно там учатся. Для нашего обучения это далеко, и абсолютно такие же условия для обучения есть гораздо ближе, например в дахабской лагунке. По аналогии с горными лыжами напоминает…. примерку новых лыж в магазине. Кометье. Выезжаете на автобан N2 в сторону аэропорта, примерно через 5 минут сворачиваете на развилке на трассу М3 в сторону Муизинберга, далее по М42, потом М64 и потом М65. Указателей много, поэтому промахнуться или ошибиться достаточно сложно.Приезжаете в Кометье, вам нужен, как ориентир, маяк, так как серьезная каталка происходит прямо около маяка. Ветер кросс-шор слева, большая океанская волна в 4-5 ниток. Дно песчаное, но так как выход узкий, около 30 метров и на песчаном дне попадаются каменные скалы, то есть не просто камни, а фрагменты дна, кататься лучше в тапочках. Если нужна каталка попроще – справа от маяка, вы ее проезжаете по дороге на маяк, есть огромная и шикарная бухта. Условия те же, только волны бьются в 7-10 ниток, и на дне нет камней. Выход, и приход тоже, очень широкий, вся бухта шириной около километра. По аналогии с горными лыжами напоминает самостоятельный фрирайд в Красной Поляне с походом к метеостанции. Муизинберг. Место находится на индийском океане. Чтобы добраться до него, нужно постоянно ехать по дороге М3 на юг. От Кейптауна примерно час езды. Дорога сама приведет вас на этот пляж. Место замечательно тем, что кататься можно в шортах и гидромайке, вода примерно 20-22 градуса. Но кроме этих чудных условий и еще, пожалуй, великолепного фруктового рынка около пляжа, в Муизинберге ничего нет. Ветер, такой же сильный как на Атлантике, только вот 100% он-шор. Волна – 100% в берег. На расстоянии 50 метров от берега еще можно достать дна. Волн – примерно 10-14 ниток. В таких условиях выйти в океан во время более чем метровых волн – невозможно. Даже, борясь с прибоем, заходя подальше в воду и стартуя, вы все равно, уворачиваясь от рушащихся гребней, и уваливаясь для набора скорости (если, конечно не возьмете 100 литровую доску) через 500 метров окажетесь на берегу. Даже если удастся чудом выйти в океан – условий ни для прыжков, ни для райдинга нет. На этом пляже есть только кайтеры, и, как показывает осмотр места катания с высоты вертолетного полета – еще кое кто, не являющийся самым лучшим другом человека. По аналогии с горными лыжами напоминает поход "в лыжах" в клетку со львом в московском зоопарке. Так же неудобно и опасно. Платбум. Пожалуй, это самое серьезное место для каталки, которое я встречал. Серьезней, как мне показалось, чем знаменитая Хокипа на Мауи. Ехать так же, как и в Кометье, далее по дороге М65 и по указателям "Кейп пойнт" вы приезжаете к границе национального парка, на территории которого и находится мыс Доброй Надежды, Кейп Пойнт и то, что нас интересует, Платбум. Въезд на территорию платный. Деньги берутся не с автомобиля, а с людей, находящихся в автомобиле. 45 рандов (7.5 долларов) с каждого. Можно, особенное если вас несколько, одному или двоим спрятаться, например лечь на сиденье, или забраться в отсек для матчасти, если таковой имеется в вашем автомобиле. По национальному парку надо еще проехать около 15-ти минут и, руководствуясь указателем, повернуть направо в Платбум. На берегу океана, на обрыве, имеется автомобильная стоянка. Общее время в пути от Кейптауна до Платбума – около полутора часов. Вид со стоянки на океан – совершенно феноменальный! В отличие от всех остальных мест катания, Платбум можно наблюдать с высоты обрыва, то есть примерно с 15-20 метров над уровнем океана. Великолепно просматривается вся бухта, несколько рядов (7-8) рушащихся волн и океан, с ходящими в нем волновыми холмами. Сверху волны кажутся игрушечными, но, как удалось выяснить позже, это только сверху… Бухта небольшая, выход песчаный, мелкий, шириной около 30 метров. Слева и справа бухта ограничена невысокими (около 0.5-1 метра) скальными обрывчиками. Правые, если стоять лицом к океану, скалы наиболее неприятны, так как ветер дует практически "в них", под небольшим углом, волна бьет тоже точно в скалы. И еще, видимо оттого, что приходящие волны нагоняют в эту бухту огромные массы воды, требующие последующего выхода, вдоль этих скал существует очень сильное течение. Если к ним прибьет достаточно близко – способа стартовать в любую сторону нет - нужно выбираться на берег. Наверняка, в этом месте катания существуют и другие неприятности, поджидающие серфера. Как, например, на дороге ведущей к стоянке, я видел мирно переползающую через дорогу, из кустов в траву змею, длинной около 1-го метра. В толще океанской воды наверняка скрываются опасные представители морской флоры и фауны, кроме того, на воде не было НИ ОДНОГО паруса, ни приезжего, ни местного, НО, дуло реально 12-14 метров, волны вставали по 2-4 метра, и было принято решение, несмотря на предостережения подруг – катаемся. Катались мы на Платбуме всего 1 день, ветер был примерно на 4.5, но, за неимением паруса такого размера (4.2, следующий 5.0) используя 5-ку ХСМ Супер Фрик, сильно убитую по двум направлениям и 73-75 литровые доски. Выйдя на воду, я ощутил, что волна, казавшаяся "игрушечной" с высоты обрыва вовсе не так мала. Потом, уже вечером, выяснилось, что в тот день волны в Атлантическом океане на побережье ЮАР были около 3.5 метров. Перед тем как обрушиться, на мелководье или рифе, такая волна прибавляет еще около метра высоты. И я испугался…. Испугался попасть в зону обрушения такой большой волны, испугался ездить в океане среди больших волновых холмов, испугался, что нет местных серферов, испугался, в конце концов, акул, скрытых водами океана. А страх, как известно, не делает в нашей жизни ничего хорошего, кроме плохого. Так вот на Платбуме, в тот день, я сделал всего 5 или 6 галсов. Каким-то чудом, проходя прибой, точнее не чудом, а чудесным образом, считая волны, сильно в увал, направив доску носом почти в скалы и давя в себе желание привестись. На обратном пути мне пару раз удалось ловить волну, одну небольшую, около 2.5 метров, на которой получилось сделать райдинг, другую, около 4-х, на которой речи о райдинге уже не было, а просто была набрана столь высокая скорость, что, слетев с волны, я чуть не продолжил движение на доске уже по песчаному берегу. А потом страх сделал свое дело, меня поймала, или я не смог уйти, нормальная такая 3-х метровая волна. Я попал на приличной скорости точно в схлопывающийся гребень. Матчасть с перепугу была отпущена, и, когда секунд через 10 волна выплюнула меня на поверхность, я увидел доску с парусом метрах в 20-ти от себя, принял решение быстро плыть за ней, и в этот момент меня накрыл еще один схлопывающийся гребень. Те же 10 секунд под водой, до матчасти уже 50 метров. Решение поменялось – плыву к скалам, вылезаю и берегом добираюсь до места контакта матчасти и скал. Далее пытаюсь минимизировать поломки и ущерб. Все было бы хорошо, но вот силы я свои переоценил. Плыть очень быстро в ледяной воде не получилось, плюс доставляли неприятности догоняющие меня рушащиеся и накрывающие волны. И, несмотря на адские усилия с моей стороны, матчасть законтактировала со скалами секунд на 10 раньше, чем я успел ее вырвать из океана. Результат – пробитый нос, и борт в двух местах, причем одна дырка величиной со спичечный коробок. Шок от борьбы с волнами, ледяной воды, и разбитой доски был настолько силен, что в этот день на Платбуме я кататься не смог. Вначале я хотел выбросить доску в океан, виня в своем крушении только ее, потом, поостыв, промыл ее пресной водой, подсушил, заделал ремонтной замазкой и вечером весело носился на ней на Мелкбосе среди столь же больших, но менее опасных при обрушении волн, среди десятка парусов. Мораль этого долгого и нудного откровения – если в незнакомом вам месте катания на воде нет ни одного паруса местного жителя – никогда не катайтесь там. Отсутствие местных означает 100% неблагоприятные условия: слишком сильный или слабый ветер, неправильное направление волн, слишком нестабильное (постоянно движущееся) песчаное дно, наличие акул в воде и прочее. Парус "локала" – лучший индикатор открытости места для катания. По аналогии с горными лыжами напоминает суровый фрирайд в Ла Граве. Несколько слов про доску, которую видно на фотографиях. Не та, которая Кватро, с ней все понятно, Кватра и есть Кватра, ощущение такое, что не ты едешь на доске, а ты едешь, а на ногах что-то есть, вроде большого ботинка, который ведет себя как хорошая кастомная доска. Я катался на другой кастомной доске, сделанной в Москве известным мастером Алексеем Чохом. Доска мне показалась очень интересной. Я не большой специалист в тестировании досок различных производителей, пробовал, из маленьких досок, только лишь кастомные и серийные Кватры в диапазоне 68-76 литров, да и пару раз Мистраль и ЖП. Так вот про доску, сделанную Чохом, взяв за основу кастомную 73 литровую Кватру и добавив по моей просьбе несколько литров в объем и более круглые кромки. Доска слегка тяжеловата. Серийные доски почти всех производителей сопоставимого объема легче примерно на полкило. Кастомные Кватры легче на 1 килограмм. Эта тяжеловатость чувствуется только на берегу. Когда есть ветер и волны – все становится легким. На воде поведение доски больше чем понравилось. Скоростной предел – не меньше, чем у серийных ЖП, Мистралей и Табу, что определялось опытным путем на воде в попытках погоняться с местными, гораздо лучше меня катающимися перцами. Не скажу, что мне удавалось их обгонять, но, по крайней мере, не отставал я уж точно. Поведение в повороте – идеальное, доска великолепно режет дугу, как длинную, так и, с большим желанием, короткую и резкую. В волнах, когда надо ехать не на корме, а на всей кромке от кормы почти до кончика носа – идеально на уровне отличных вейв досок. Способность выдерживать жесткие флэты с 3-4 метров – великолепная. Стоимость – 700 долларов плюс 70 на петли и 80 за плавник, итого 850. В принципе за 850 долларов можно купить в Москве немного подержанную, но в отличном состоянии, доску. Я имею ввиду не в магазинах, где за эти деньги выставляются 3-х летние сильно юзанные доски с Тенерифе или годовалые, но бывшие весь сезон под российскими спортсменами. Речь идет об объявлениях в Интернете, или небывалых распродажах, устраиваемых некоторыми магазинами по причине завершения сезона и необходимостью отбить себестоимость. Так, в конце прошлого года в Москве были возможности приобрести: Кватру 76л, 1 год, 750 долларов, Гойя 69л, абсолютно новая – 800 долларов, Мауи Прожект, 63л, абсолютно новая – 700 долларов и т.п. Но это серийные доски, кастом же, пусть и свой доморощенный, открывает возможности для самостоятельного изучения вопроса "как влияет небольшое изменение параметров в кажущуюся правильную и нужную сторону на поведение доски на самом деле"? Вопрос очень интересный, однако, несмотря на то, что доска понравилась, я очень сильно почувствовал удаленность Алексея от морского побережья и от высокотехнологичных материалов для производства досок. К плану статьи.Подготовил: Олег ГруздевФото: Юлия Сошникова, Катя Груздева, Александр Злобинский |
Seva Shulgin © 2006 |