в начало
добрый сева
путь к океану
такие вот люди
сквозь объектив
всякое бывало
в тираж!
видимо, фильмы
почтамт
им спасибо
Спонсор
Спонсор
Спонсор
Спонсор



Вот теперь, пройдя краткий ознакомительный курс выживания в ЮАР можно приступить к самому интересному, к виндсерфингу. Не знаю почему, но кататься на виндсерфинге в ЮАР мне понравилось больше, чем на знаменитых гавайских островах. Южная оконечность африканского материка, так называемый Кейп Пойнт, находящийся в 1 км от мыса доброй Надежды, устроена так, что в ней сходятся, конечно весьма условно, воды двух океанов, Атлантического и Индийского. Вряд ли еще в какой точке планеты можно с интервалом в 2 часа покататься сначала на волнах одного, а потом другого океанов. Атлантическое побережье более ветрено, почти во всех местах катания ветер дует кросс-шор, с небольшим навалом в берег, слева. Так что если на воде произошла неприятность – рано или поздно к берегу прибьет.

Волны, образовывающиеся в южном океане, приходят на пляжи практически под углом 90о. Условия для прыжков идеальны всегда и практически во всех местах катания. Условия для райдинга возникают только лишь в некоторых местах, где структура дна и угол береговой линии позволяют волнам правильно вставать и разбиваться постепенно, а не одновременно по всей длине. Неприятность, поджидающая серфера на Атлантике только одна – температура воды от 15 до 10 градусов. 15о – это когда не дует, или дует с неправильного для ЮАР направления, при этом неправильны все направления, кроме южного, +/- 30о. Когда долго и правильно (т.е. на с силой от 10 м/с) дует трендовый южный ветер, он нагонят к берегу холодные массы воды с юга. И температура воды опускается до 10о. Нет-нет, все правильно и я ничего не перепутал. Дело в том, что в стране, где все ходят кверху ногами, ездят на машинах по встречной полосе и с направлением ветров не все в порядке.

Северный ветер приносит тепло, а южный, дующий из Антарктиды – похолодание и воды и воздуха. Спасает от этого безобразия длинный гидрокостюм 4/3 или 5/3. Толще – не имеет смысла, все-таки ЮАР-ская каталка предполагает активное движение на доске (или с доской), а не "вывесился, уперся в плавник и поехал", тоньше – на ваш страх и риск, можно просто заболеть. Наличие гидротапочек обязательно только в одном месте – на Платбуме – для благополучной высадки на скалы "в случае чего". Я катался без них и не испытывал особого дискомфорта от холодной воды, ноги во время каталки не просто "не сводило", а было даже жарковато, другое дело – долго стоять в прибое и выжидать время прохождения прибоя, вот тогда реально холодновато.

На Индийском океане вода теплючая 20-22о, кататься можно в шортах и гидромайке, особо мерзлявым – в коротком гидрике. Дует на индийском побережье не слабее, чем на Атлантике, в ЮАР вообще нет понятия "добавляющий термик", столь привычное нам по Дахабу, Марокко, Гаваям. В ЮАР дует трендовый ветер. Но, в отличие от атлантического побережья, на индийском океане ветер и волна на 100% он-шорные. Так что каталка там не представляет особенного интереса, в том случае, если вы умудритесь при он-шоре, преодолеть прибой из 2-3 метровых волн, встающих примерно 10-15 нитками из-за медленно "глубенеющего" дна. Именно поэтому все местные, да и приезжие тоже, катаются на Атлантике, невзирая на теплый гидрик. Ветер дует, когда он дует, очень сильно (из 10-ти дней в ЮАР в начале января не дуло 1 день, 3 дня на 4.7, 3 дня на 4.2, остальное на 3.5). Самые распространенные паруса – от 3.7 до 4.5, доски – от 60 до 80 литров, вне зависимости от веса серфера. В один из дней, когда я катался на парусе 4.2, тряпичном "Супер фрике", уплощенном и удавленном + 7 см по мачте и + 10 см по гику, рядом со мной катался человек 75 кг на 70 литровой доске на парусе 3.0, чувствуя себя гораздо комфортнее, чем я, хотя, иногда тоже и не мог закрыть столь маленький парус. Хрупкие девочки и начинающие спортсмены используют 60-65 литровые доски, здоровенные дядьки с весом за 100 – 80 литров.

В ЮАР практически нет условий для фристайла, так как мы привыкли его понимать – ветер на 5.5, лодка 100 литров и давай вулканить, спокить и прочее безобразие вытворять. Фристайл, если все-таки считать, что он есть в ЮАР, подразумевает уверенное знание базовых хай джамп, фронт и бэк луп, ну и дальше уже пусть и не совсем уверенные ЮАР – ски фристайльные все их производные, как то тейбл топ переходящий во фронт, пуш луп, шу ит, переходящий во фронт и т.п. Ни одного вулкана я не видел. Плюс еще для каталки в ЮАР необходимо уверенно делать пауер джайб в петлях между прибойных волн и оверштаг там же, нужно уметь при бич старте разгонять доску так, чтобы запрыгивать на нее уже глиссируя и залезать в петли на 1-й или максимум 2-й секунде после отрыва ног от дна.

В океане можно делать все, что угодно, вплоть до длинного глиссирующего фордака, там, в случае падения не возникает проблем с водным стартом, который, спасибо холодной воде, получается почти сам собой в течение 5-15 секунд после падения. Плюс, желательно, уметь проходить прибой из 2-3 метровых волн, на скорости, сильно в увал, выискивая места, где волна уже сломалась и можно пробиться сквозь пену, или там, где она еще не переросла в рушащийся гребень. Проходить надо, в зависимости от места катания от 3-х до 10-ти ниток волн. Новые элементы разучить в ЮАР практически невозможно, очень холодная вода, а любой новый элемент – есть долгое нахождение в этой воде. Чтобы просто выжить на ЮАР –ской каталке необходима смелость или не боязнь. Дело в том, что страх сильно сковывает движения, и, если вы боитесь упасть, или сбрасываете ход при проходе прибоя ничего хорошего от такой каталки не получится.

Надо не бояться и пробовать. Ну и что, что в один прекрасный момент вы попадете в рушащийся гребень, который, опрокинув вас и вырвав из рук матчасть, будет с десяток секунд молотить вас так, что различить "где верх, а где низ" не будет возможности. И наплевать, что после 10-ти секундной головомойки в ледяной – а вот в такой ситуации понимаешь на 100% насколько холодна вода – воде, выплыв, вы увидите, что доску с парусом отнесло метров на 30, и за ней надо плыть, активно работая руками и ногами, периодически быть нагоняемым очередной волной и проходя вновь и вновь процедуру ледяной головомойки. Зато, поймав матчасть, можно снова вскочить на доску и попробовать пройти прибой, используя только что накопленный опыт. Опять же, повторюсь, из-за температуры воды, опыт накапливается довольно быстро.

Кстати, поверьте это не реклама Севе, но как раз в ЮАР я оценил кожаные нашивки на топе парусов "ХСМ Супер Фрик". Когда вас молотит в прибое, способ не потерять матчасть один – надо крепко схватиться одной рукой за топ паруса, другой за кончик верхней латы, направить его топом к волне и подтопить под набегающую волну. Никогда нельзя держать матчасть за гик, доску, петлю и прочие части, только за топ паруса. В этом случае вас не намотает на матчасть, волна пройдет, ОЧЕНЬ СИЛЬНО дернув в сторону прохождения всю матчасть. Так вот эти самые кожаные нашивки позволяют, во-первых, рукам не соскальзывать, а во-вторых – берегут вас от вырванных ногтей или содранной кожи. Мне, привыкшему кататься в Дахабе на Лайт Хаусе, и в Эль Медано (но не в Кабезо) до поездки в ЮАР казалось, что с океаном нужно и можно бороться, побеждая и пробивая волну. Сейчас я понимаю, что бороться с океаном бессмысленно, об этом говорят, в том числе, сотни затонувших в районе мыса Доброй Надежды кораблей, с океаном можно только со-существовать, используя его энергию для получения удовольствия. Возможно "пробить" дахабский, пусть даже и 3-х метровый, но, все-таки, "пупок". Но нельзя пробить гребень рушащейся океанской волны высотой всего полтора метра. Ее можно только объехать, и выбрав другую, только лишь начинающуюся рушиться, "сесть" на нее, и делать райдинг, понимая, что в этих полутора (или трех, как повезет) метрах волны энергии больше, чем во всех дахабских пупках, вместе взятых. Этой энергии хватает для того, чтобы разогнать вас в ботом терне до совершенно фантастической скорости.

А вообще, волны в ЮАР, несмотря на огромную мощь, весьма дружелюбные. Только в одном месте катания (Платбум) падение и потеря матчасти в прибое приводит к катастрофическим последствиям. Все остальные места – максимум сломанная мачта. Но это максимум. Как правило, волна помолотит, и выбросит вас на берег, перед этим выбросив матчасть. Берег, как правило, мягкий, песчаный, так что останется только поднять парус, направить доску носом в океан, и, посчитав волны и выбрав время белой воды, то есть, когда обрушилась самая большая волна, ринуться в океан. Маленькое замечание – когда возитесь с парусом и доской в прибое на мели, то есть доска уже упирается дном в песок, будьте ОЧЕНЬ осторожны с попаданием части тела между доской и мачтой (или гиком) в условиях отходящей волны. Отходящая волна оказывает на парус настолько сильное давление вниз, что рука, а тем более палец, неудачно попавший в этот момент между доской и мачтой будет обязательно, в лучшем случае, ОЧЕНЬ СИЛЬНО зажат, обычно же - раздавлен или сломан.

Частенько в прибое или в океане, что гораздо лучше, так как там видно, встречаются водоросли. Ну и плевать, скажет нормальный болотно-строгинский серфер, нам не привыкать, и будет неправ. ЮАР – ская водоросль представляет собой резиновый шланг, диаметром около 20 мм и длинной от 3-х до 20-ти метров, на одном конце которого растет небольшая водоросль. Шланг – есть всего лишь ствол водоросли, ее способ закрепиться на дне и черпать оттуда энергию для жизни. Прочность шланга сопоставима с прочностью настоящего резинового шланга, которым поливают огород. Порвать его я не смог. При заходе на такой шланг на полной скорости можно запросто оторвать плавник. Хотя, впрочем, скорость в прибое невелика, в океане водоросль видна издалека, так что основной интерес они представляют для неторопливого и детального изучения на берегу. Интересно, что локальные серферы (не те, которые еще и с парусом, а просто на доске) не обращают на эти шланги никакого внимания. И катаются, например в ОлифантосБей, на волнах, совершенно не обращая внимание на растущие в изобилии шланги.

Допрос их с пристрастием показал – когда волна растет и появляется гребень, с которого можно ехать, шланги остаются на уровне океана, а гребень – выше на 1-2-3-4 метра, в зависимости от высоты волны. И шланги совершенно не мешают серфить. На вопрос о том, что мол "не страшно ли сидеть и ждать волну, болтая ногами в дебрях шлангов, серфер недоуменно посмотрел на меня, а тебе, мол, не страшно ходить по земле, на которой так много песчинок.

К плану статьи.

Подготовил: Олег Груздев
Фото: Юлия Сошникова, Катя Груздева, Александр Злобинский


Seva Shulgin © 2006